четверг, 24 января 2013 г.

Немного о проблемах цепей поставки


В логистике широко известен «эффект хлыста», открытый в середине прошлого века специалистами компании «Procter & Gamble». Пост не о нём, но упоминание полезно, так как понимание «эффекта хлыста» помогает посмотреть на ситуацию системно, шире контекста своей организации.

Для тех, кто не в курсе, вот две хороших ссылки на тему:

Если кратко, то колебания в потребности усиливаются по мере продвижения вверх по цепи поставки к производителю. Небольшие колебания спроса со стороны клиента приводят к большому колебанию в объемах заказов на производство. Эффект тем сильнее, чем больше звеньев в цепи поставки.




Конечно фундаментальная проблема – неточность прогнозов. Однако далеко не все объясняется колебаниями спроса, часть проблем лежит в сложившихся практиках работы с заказами в цепях поставки.

Порочный круг

 «Эффект хлыста» увеличивает все классические проблемы управления запасом многократно. Большие колебания в заказах уменьшают точность прогноза и уменьшают равномерность поставок. Поставщики больше промахиваются с производственными партиями и теряют в надежности, так как производство ненужного товара мешает производству ходового. В итоге всем звеньям приходится увеличивать страховой запас. На складах скапливается множество излишних запасов, и в то же время многих ходовых позиций не хватает. Спросите у любого логиста – удержание запаса от роста и, одновременно с этим, борьба за обеспечение надежного наличия ходового товара – это его основная задача и большая головная боль.

Излишки запаса обладают ненулевой стоимостью хранения, характеризуются растущей со временем вероятностью порчи и брака и являются замороженным мертвым капиталом.

И вот здесь начинается самое интересное. Когда на складах скапливаются излишки, что с ними делают компании? Правильно. Они начинают выталкивать их ниже по цепи поставки. Запускаются акции, спрос стимулируется за счет драматического снижения цен. Понятно, что все такие процессы происходят с потерей денег и увеличивают непредсказуемость спроса. А еще распродажи неходовых позиций по бросовым ценам мешает продажам ходового товара.

Таким образом, звенья цепи искусственно увеличивают колебания в спросе и вносят в этот процесс еще большую сумятицу. В итоге эффект растет, как снежный ком.














О причинах

За то время, которое известен эффект, исследователи выделили множество причин и даже предложили какие-то направления поиска решения. Однако с точки зрения относительно молодой теории ограничений они все фокусируются на неверных областях. Но, обо всем по порядку.
В следующих постах я хочу подробнее поговорить о нескольких факторах, которые увеличивают колебания в спросе:
  •  Практика «выталкивания» запасов
  • Человеческий фактор. Стратегии «паники» и «тихой гавани»
  • Формирование партий и транспортные оптимизации
  • Прогнозирование спроса

Комментариев нет:

Отправить комментарий