понедельник, 6 февраля 2012 г.

Внедрение WMS: организационные моменты и складской персонал

 


Перед проектом

Нужно сформировать проектную команду, четко очертить роль каждого, дать всем мотивационную морковку и объяснить цели.

В команде нужно выделить будущего  «WMS-эксперта» . Термин позаимствован мной из методологии «Корус консалтинг», эта методология подразумевает, что во время проекта необходимо вырастить специалиста, который будет детально разбираться в настройках WMS и будет после завершения проекта заниматься перенастройкой системы и обучением ключевых пользователей системы. Подобный WMS-эксперт будет носителем знаний о системе с вашей стороны и сможет, в случае необходимости самостоятельно развернуть систему на других ваших складах.

От себя добавлю, что создать в своей компании компетентность в области используемого WMS-решения – это абсолютная необходимость. Заниматься этим необходимо системно, с обучением и итоговой аттестацией. Полезно так же включить в проектную команду ИТ-специалиста. Если он понимает процессы склада и участвует в проекте с самого начала, то он сможет лучше выполнить работы по интеграции WMS-системы с учетной системой вашего предприятия.

Важно: Проектную команду надо выделять на полную занятость. Объем задач и их сложность будут достаточны для того, чтобы их нельзя было совмещать с рабочими обязанностями без потери качества для работ над проектом.  Нас об этом предупреждали, и мы, к сожалению, не послушались. С этим была связана часть проблемных моментов нашего проекта.

Важность тестирования
В упрощенном виде план выглядит так: проектируем  ->  реализуем -> тестируем -> внедряемся. Однако для планирования работ важно осознавать наличие контура обратной связи на каждом из этапов. Ошибки, выявленные на любом из этапов, могут привести к возврату в проектирование, но уже с гораздо более сжатыми сроками. Для раннего обнаружения ошибок как раз и служит тестирование. Ошибки, выявленные на этом этапе, стоят сравнительно недорого. Совсем иначе обстоит дело с теми ошибками, которые были выявлены поздно. Бывают фундаментальные ошибки проектирования, которые выявляются только при внедрении или, что еще хуже, на этапе промышленной эксплуатации,  и вот они-то как раз самые дорогие.

Все вышесказанное  должно привести нас к осознанию важности качества проектирования и тестирования.

В проекте внедрения WMS протестировать некоторые вещи достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы было полностью эмулировано рабочее окружение. Процесс создания рабочего прототипа системы достаточно трудоемкое занятие и мы на проекте обошлись без него. Это само по себе может и нормальное решение, в том случае, конечно, если тщательно взвешены все риски, однако при этом мы не сделали акцента на качестве тестирования. Сроки поджимали, основные процессы работали, и мы не уделили должного внимания тестированию всех альтернативных сценариев. В результате при обучении людей было такое количество сбоев, что первая его серия сорвалась, пришлось все переделывать и организовывать обучение повторно. Ошибки преследовали нас и на внедрении. Нам повезло, что все проблемы удавалось решать оперативно.

Стоит заметить, что количество ошибок в немалой степени определялось количеством нестандартных доработок, которые были сделаны под нас в проекте и излишним усложнением процессов на этапе проектирования. От многих доработок, кстати, мы постепенно отказались во время эксплуатации.

Подход к тестированию должен быть системным. Нужны письменные сценарии тестирования, которые проверяют все ветки процесса. Рекомендую это делать  сразу после проектирования, пока консультанты занимаются реализацией, а вы - подготовкой склада.
В заключение еще раз замечу, что тестирование – процесс, качеству которого нельзя уделить слишком много внимания. Если что-то кажется не до конца оттестированным, а сроки горят – лучше перенесите сроки.


Люди
Людям нужно уделять особенное внимание с самого начала. Начиная от проектной команды, которым нужно объяснить цели, мотивировать и постоянно обеспечивать обратную связь, заканчивая людьми на складе. Следует помнить, что успех любой технологии в большой степени определяется людьми, которые находятся на передовой. Волшебная мантра гласит: «50 процентов успеха – люди, 50 - технологии».

Складской персонал должен с самого начала быть в курсе грядущих изменений, понимать их смысл и быть спокоен с точки зрения своего будущего. Более того, они должны поддерживать проект. Им нужно объяснить, что новые технологии повысят их квалификацию и капитализацию на рынке труда, что на складе появятся новые возможности для роста и т. д.
Если не проводить работу с людьми, то затем будут проблемы на обучении, на внедрении и на начальных этапах эксплуатации. Люди будут противиться изменениям, которых не понимают, будут саботировать обучение и в результате можно войти в стадию запуска с плохо обученным персоналом. Нельзя сказать, что мы полностью наступили на эти грабли, но определенные недостатки в работе с персоналом на проекте были допущены.
Есть кстати еще один нюанс. Повышение технологичности и точности процессов (одна из целей внедрения WMS - систем) не в интересах тех, кто пользовался  недостатками предшествующего процесса для извлечения собственной выгоды.  Такие будут противиться изменениям и вносить смуту, сколько с ними ни работай.
Стоит внимательнее наблюдать за людьми и их настроениями – это окупится.



Комментариев нет:

Отправить комментарий